Когда более пристально вглядываешься в Олимп хайтека, внимание обращаешь не на самые яркие личности вроде Билла Гейтса или Стива Джобса, а на такие незаметные вроде бы фигуры, как Пол Аллен... Почему? Ну как же, одни блистают в лучах славы, собирают баснословные барыши, а другие скромно трудятся и звезд с неба не хватают... Несправедливо?

Пол Аллен, действительно, фигура не столь заметная, как Билл Гейтс, но про «звезды с неба» — ерунда полная. Дело в том, что Аллен — друг Гейтса вот уже в течении сорока с лишним лет. И ни разу за это время Билл не обижал своего товарища, не выталкивал из бизнеса, не зарился на его деньги (миллиарды и миллиарды, между прочим). Наоборот, они, как молочные братья, неотделимы друг от друга. Где Гейтс — там и Аллен, где Аллен — там и Гейтс.

Вы можете привести примеры подобного единения? Пожалуй, лишь Билл Хьюлетт и Дэйв Паккард. Ах да, еще Сергей Брин и Лари Пейдж, основатели Google... Но, во-первых, последние еще достаточно молодые люди, познакомились они в университете (Аллен и Гейтс учились в одной школе) и срок их дружбы раза в два меньше. Посмотрим, что будет с ними лет через сорок. А во-вторых, есть подозрение, что Аллен и Гейтс, пусть и опосредованно, но повлияли на дружбу Брина и Пейджа своим примером — фигуры-то легендарные и давно на виду. Хотя об отношениях Гейтса и Аллена писали меньше всего: ну, дружат люди, и что такого?

А то, что десятки миллиардов долларов — бюджет среднего по размерам государства. И это такие деньги, из-за которых начинаются кровопролитные войны. Здесь же не только угрюмого противостояния или хитроумных интриг, ссоры приличной никогда не случалось. Это настоящие друзья. И деньги здесь величина второстепенная. Иначе этой дружбы попросту не было бы...

Итак, Пол Аллен. История его жизни похожа на историю жизни Билла Гейтса, с тем лишь отличием, что Гейтс — организатор, главный менеджер, а Аллен — программист, Гейтс — вдохновитель, сердце гигантской компании Microsoft, Аллен — ее мозги и руки.

Они учились в одной школе и познакомились в 1968 г. во время игры в покер. Оба были заядлыми картежниками. И оба даже в таком нежном возрасте (Аллену — 15, Биллу — 13) зарабатывали этим кое-какие деньги, которые тратили на оплату машинного времени, чтобы посидеть у клавиатуры «настоящего» компьютера.

Да, кстати, обратите внимание на разницу в возрасте. Всего два года (Аллен — 1953-го, Гейтс — 1955 г.р.), но в школе это, можно сказать, разные поколения. И тем не менее приоритета Гейтса Аллен, сам человек очень талантливый, никогда не оспаривал. Санчо Панса при блистательном идальго? Нет, только не это. Скорее, более погруженный в себе интроверт, человек крайне увлеченный общей идеей, предоставляющий другу делать все, что у самого Аллена получается не очень хорошо.

Школьные увлечения, помимо покера, были общими — шахматы, кино, книги. У Аллена еще подводное плавание и гитара. Но вскоре эти приятные забавы вытеснил компьютер. Друзья ходили в компьютерный центр Сиэтла, где за небольшие деньги покупали машинное время и целыми вечерами просиживали перед текстовыми дисплеями. Эта страсть к компьютерам довела Аллена до конфуза — по окончании школы ему не выдали аттестат, требуя от матери Пола погашения компьютерному центру задолженности в 200 долл.

Потом им повезло — кто-то из родителей договорился с центром, чтобы ребят взяли в качестве бесплатных тестеров. Денег за вылавливание багов в операционной системе (а это был один из ранних вариантов Unix) они не получали, но могли вволю работать за компьютером, а заодно изучать премудрости программирования. Взрослые программисты подсовывали им по одному тому инструкций, наблюдая, когда же они поймут, что для изучения предмета потребуется следующий том. Но вскоре компьютерный центр разорился и компьютерная нирвана для друзей закончилась.

В 1971 г. Пол Аллен поступил в Вашингтонский государственный университет. Потом было то, что давно стало легендой — статья в журнале о микропроцессоре Intel 4004, первом доступном компьютере Altair и интерпретаторе Basic для него, написанная Алленом и Гейтсом. Затем создание собственной компании, получившей название Microsoft, и операционная система для нового проекта IBM — персонального компьютера. Наконец, гениальный коммерческий ход Гейтса, который добился соглашения с IBM, согласно которому ему и Аллену капали денежки с каждого проданного корпорацией компьютера...

Любопытно, чем Аллен занимался после Microsoft. В отличие от Гейтса, который лишь недавно ушел из компании на покой, Аллен оставил их общее детище намного раньше. Жизнь Пола Аллена резко изменилась в 1982 г., когда он, совсем еще молодой человек, узнал, что болен редкой формой рака лимфоидной ткани (болезнь Ходжкина, или лимфогранулематоз). Речь шла не просто о тяжелом заболевании, а близкой, неотвратимой смерти. Почти два года (точнее, 22 месяца) интенсивной терапии с применением облучения, и... болезнь отступила. Пол, стоявший в полушаге от последней черты, получил еще один шанс. И в 1983 г. Покинул Microsoft, оставаясь крупнейшим акционером, советником Гейтса и сохранив за собой пост в совете директоров.

Лучшим советом, который он когда-либо получал в своей жизни, Аллен считает слова отца: «Занимайся только тем, что действительно тебе нравится». Этому совету он следовал всегда. Но после двух лет борьбы с недугом Пол Аллен вспомнил другую максиму: «Торопись жить». И он занялся коллекционированием, меценатством и инвестициями в науку. И то, и другое, и третье он делал не так, как это принято среди миллиардеров. Деньги для Аллена не главное (благо их не просто много, а очень много). Главное — интересная идея.

Аллен — владелец роскошных коллекций картин импрессионистов и подлинных древнеримских скульптур. Говорят, он великолепно разбирается в живописи, чему охотно веришь. А еще Аллен такой же активный болельщик, как и наш Роман Абрамович — Полу принадлежат две спортивные команды: баскетбольная Portland Trail Blazers и футбольная Seattle Seahawks (имеется в виду американский футбол). На деньги Аллена в Сиетле построили спортивный комплекс «Розовый квартал».

В собственности Аллена большой пассажирский «Боинг», на котором он развозит друзей на различные увеселительные прогулки, оплачиваемые им самим. Однажды он устроил для приятелей круиз по Аляске, за который выложил около 12 млн долл. Потом возил всю компанию в Венецию. А в 2001 г. Привез целый «букет» голливудских звезд и известнейших музыкантов в Санкт-Петербург. Российская пресса буквально сходила с ума — среди гостей Аллена был его приятель Пол Маккартни.

В числе его благотворительных акций — финансирование исследований в области борьбы со СПИДом и раком, финансовое обеспечение Шекспировского фестиваля в Орегоне и библиотеки Вашингтонского университета, носящей имя отца Пола Аллена (когда-то работавшего университетским библиотекарем), музеев и... рок-фестивалей. Хороший гитарист, он и сам время от времени выступает в качестве музыканта с группой Grown Man правда, не перед публикой, а в студии звукозаписи. Аллен является горячим поклонником творчества Джимми Хендрикса и Pink Floyd.

А во что он вкладывает деньги в качестве инвестора? О, это отдельная тема. Пол в этом явно переплюнул своего приятеля Билла — тот тоже вкладывает большие деньги в добрые начинания, но все же вложения Аллена более... эксцентричны. У него в этом более богатая фантазия. Он, к примеру, финансировал (неизвестно, как обстоит дело сейчас) проект SETI по поиску внеземного разума — после отказа Конгресса США поддержать изыскания астрономов. Вложил серьезные деньг в строительство первого в мире частного космического корабля многоразового использования SpaceChipOne, совершившего два успешных суборбитальных полета.

Все перечисленные проекты Аллена (а их на самом деле гораздо больше) необычайно успешны. Однако были и неудачи, которые при пристальном рассмотрении таковыми совсем не являются. Неудача постигла софтверную компанию Asymetrix, созданную Полом в 1985 г. Цель начинания — создать такие средства разработки программного обеспечения, с которыми справились бы даже совершенно далекие от программирования люди. То есть — программирование в массы, не меньше. Но главный продукт компании — пакет ToolBook — большой популярности так и не снискал. Однако разработки Asymetrix легли в основу майкрософтовских средств разработки, которыми пользуются сотни тысяч пользователей по всему свету, в том числе и достаточно далекие от программирования.

Неудачной оказалась попытка поддержанной Алленом компании Skypix создать интерактивное спутниковое телевидение. В этот раз американские инженеры заглянули слишком далеко за горизонт современных технологий. Но Пол им поверил. И профинансировал разработку новых алгоритмов компрессии данных, которые рано или поздно будут непременно востребованы ( но не сегодня и, возможно, не завтра).

И самый идеалистический проект Аллена — компания Interval Research — прожил всего восемь лет и был закрыт 21 апреля 2000 г. Пол потратил на разработки около 250 млн долл. Что именно разрабатывал? Идеальную лабораторию, где бы ученные без оглядки на коммерческий успех работали над проблемами, которые будут волновать человечество лет через двадцать. Четверть миллиарда долларов были выброшены на ветер... Но выброшены ли? После роспуска компании Аллен получил около 150 закрытых патентов и взял с бывших сотрудников подписку о неразглашении. Большинство этих людей сегодня работают в новом головном предприятии Пола Аллена — Vulkan Ventures. Чем занимаются? В том-то и дело, что... тем же самым.

Пол Аллен человек изобретательный и очень отзывчивый на небанальные идеи. Что он придумает завтра — неизвестно. Можно лишь с уверенностью сказать: этот человек выжмет из жизни все, что она способна дать. Заглянув однажды практически за край небытия, жить по-другому Аллен уже не может. Он решил проживать каждый день с удовольствием и пользой. И это у него получается.

А что его дружба с Биллом? Да что ей сделается? Пока Гейтс работал в Microsoft, Аллен у него был советником. Вышел Гейтс на пенсию — ушел и советник. Все по-честному, все по-джентельменски. А в частной жизни они общаются точно так же, как и много лет назад. Оба, конечно, постарели. Но тут уж ничего не поделаешь.

© Николай Надеждин, H'n'S